среда, 24 июля 2013 г.

Весёлый Роджер и невесёлый автор.


В школе я училась хорошо и всегда давала списывать. А в институте подруга, с которой списывала уже я сама, в конце концов сказала: уйди прочь, мне обидно, что ты приходишь в середине дня и скатываешь то, на что я потратила вчера полночи.

Проблема с пиратством точно такая же. Да, раньше лицензионная аудиокассета была эксклюзивной вещью, и хэндмейд на писанных-перезаписанных TDK служил украшением любой аудиотеки. Теперь лицензию купить не проблема, но ключевое слово здесь именно «купить», и не задёшево. Мой первый лицензионный диск - Нина Симон - стоил мне выручки за две рабочие смены, и, конечно, у меня его взяли послушать и не вернули.

Pirate Bunny - значок ручной работы из полимерной глины
Pirate Bunny на моём значке ручной работы против таких недобровольных подарков.

А если никто не против?  


Мало кто ­будет покупать то, что можно взять даром, и мало кто откажется стащить то, что плохо лежит, но моральная сложность в том, что пиратство — это не то же самое, что езда «зайцем» в трамвае. Пиратство наносит урон конкретному человеку — автору. Очевидно, создавая свою эксклюзивную работу, он рассчитывает, что её кто-то захочет купить. Очевидно так же, что если её кто-то хочет получить бесплатно — значит, работа достаточно хороша, чтобы кому-то нравиться, а раз так — справедливо, что она достаточно хороша, чтобы и купить её.

Другое дело, что ни один автор, который действительно создаёт что-то уникальное,  то есть, занимается не ремеслом, а творчеством, не делает этого исключительно ради денег. Возможно даже, здесь есть прямо обратная зависимость: чем больше творчества — тем меньше прибыли*). Человек может зарабатывать на жизнь своими книгами, оригинальными подарками или тортами ручной работы, но делать их он будет не для того, чтобы с удовольствием положить в кошёлочку несколько купюр. Любой нормальный автор пишет книгу, чтобы её прочитали. Подарок делается, чтобы его подарили, а торт... Ну, вы поняли. И автор (есть разные авторы, конечно) готов к тому, что какая-то часть его творения распространится в мире безвозмездно. Он, собственно, хочет этого.

Для объектов интеллектуальной собственности это ещё справедливее, ведь они легко передаются, так сказать, от мозга к мозгу; бесконтрольно и часто неосознанно. Впрочем, словосочетание «интеллектуальная собственность» вообще звучит глуповато, не сказать бы - крайне глупо.

Значок, который можно купить на моей распродаже вещей хэнд мэйд
... и уже захватили весь мир и управляют нами!

Ну и кто из нас прав?


Я думаю, что продавать книги и музыку за деньги, давая возможность сначала оценить по отрывку — это честно и хорошо, с одним условием, о котором я скажу абзацем ниже. В этом смысле они ничем не должны отличаться от моих, скажем, подарков ручной работы — аксессуаров, купить  которые можно, сперва оценив по фотографиям. В конце концов, можно взять поносить значок у друга, если он подходит к рисунку на твоей футболке, и можно скачать треки из его плейлиста (можно вообще скинуться и купить музыку на двоих, если вам от собственного благородства не поплохеет).

Но вот уже после смерти автора его произведение должно жить в мире свободно. Я считаю, неправильно, если внуки и правнуки талантливого человека, которые не имеют ни малейшего отношения к его труду, обладают авторскими правами на его результаты. Если автор хочет обеспечить своих наследников, он может открыть счёт в банке на их имя и откладывать туда выручку от продажи своих работ. Но когда люди мира могут послушать, как Нина Симон поёт «Pirate Jenny», только заплатив ахтунговую сумму хрену с горы, который не поёт вообще, а когда поёт, то лучше б этого никто не слышал — это несправедливо.

Нина смотрит на аудиопиратов как на говно

Минутка психозарядки:

*) - Что мы думаем об этом?

Комментариев нет:

Отправить комментарий