понедельник, 30 сентября 2013 г.

Современная искусственность

Эксклюзивный подарок ручной работы
Water Lilies blue: ручной работы значок PickToPin

В Калининградской художественной галерее проходит XI Биеннале графики стран Балтийского моря. Перед входом на экспозицию висит стенд с комментариями организаторов и участников. Читая эту подборку «своим произведением автор/я хотел сказать...», я обратила внимание на неформатное заявление искусствоведа из Эстонии: «Созерцание современного искусства мне лично часто доставляет боль. Я не люблю страдать; однако концептуальные произведения, которые совсем меня не трогают, представляются бессмысленными». Увы, осмотрев всю выставку (кстати, немалую), я была готова обнять искусствоведа как брата, столько боли она могла бы вызвать у человека чувствительного.

Хотя, конечно, с другой стороны - возможно, это не лыжи не едут?..





Мы с моими друзьями — люди, не сказать, чтобы богемные, но споры об искусстве у нас случаются. И если только такой спор ведётся с соблюдением правил (не с целью провозглашать и возвещать), в итоге мы всегда приходим к выводу, что единственный возможный критерий в этой области — «нравится/не нравится», и что всё очень субъективно. То есть, к выводу, которым можно заканчивать любой спор, лучше даже ещё до его начала; но который ни в коей мере не удовлетворяет, так как не проясняет предмет дискуссии нисколечко. Потому что «всё очень субъективно» не объясняет, почему импрессионистов обязательно любит каждая проникнутая личность, а от концептуальной балтийской графики мне хотелось только развести руками да поскорее пойти есть слойку.

Улве Хаагенсен "Каждый день"
Экспонат Биеннале, который понравился мне больше всего.
Сделан из металлических  прутов, называется "Каждый день", автор - финн по имени Улве Хаагенсен.

Поскольку сейчас со мной никто не спорит, рискну высказать своё истинное мнение на этот счёт.

В каждом акте творчества / в создании произведения искусства (не цепляемся сейчас к  разграничению понятий), мне кажется, есть три аспекта. Художник:
1. Отображает реальность
2. Преобразует реальность
3. Создаёт реальность

Мне легко представить это себе как отражение, преломление и собственное свечение. Понятно, что в чистом виде их не выделить, но какой-то процесс будет определяющим. Хотя первый, например, едва ли не утопия. Это только школьники на насильственных занятиях мировой худ. культурой бунтуют, мол, «я этих кубиков не понимаю». Люди взрослые уже согласны, что у художника своё видение. И это естественнее некуда: даже дети не рисуют обычно именно того мира, который непосредственно их окружает. Рисуют по представлениям или воспоминаниям; те, что помладше, так просто выводят свои закорюки из головы. Видели вы когда-нибудь ребёнка, который бы по собственной воле рисовал с натуры? Да ничего противнее, чем срисовывать натюрморт, на ИЗО я и не припомню.

На другом конце шкалы, конечно, только на всю голову гении и истинные шедевры. Раз мы за веротерпимость, не будем говорить, поставить сюда «Пруд с кувшинками», «Сильмариллион» или Леннона.  Важно то, что художник показал миру такой мир, которого до него никто не видел. Учитывая возраст Вселенной, это непостижимое чудо, так что здесь я просто поставлю точку и торжественно помолчу во славу вышеупомянутых персонажей.

Клод Моне "Водяные лилии"
У автора было много водяных лилий, все красивые.

Ну и бОльшая часть всех созидательных процессов, выходит, крутится где-то в районе п. 2. Здесь как раз то самое пресловутое «творческое видение». Причём без этого п. 2 не обходится ни у гениев, ни у трёхлетних малышей. И гении не лепят хэнд-мэйд исключительно из резервов собственного "я", в отрыве от среды, и в детских каракульках всё-таки проявляется  индивидуальность.

Разница в том, что свет реальности преломляется в талантливых людях, как в драгоценных камнях, и спектр его от этого делается богаче, играет новыми красками. Через посредственность свет проходит как через мутное оконное стекло в обшарпанной хрущёвке, только теряя насыщенность и яркость. Единственное, что можно сказать по результатам такого творческого процесса — это что «Я-фильтр» художника выхолостил, усёк реальность, сделал её плоской. И вся "концептуальность" здесь просто искусственна и даром никому не нужна.

..Я уже слышу реплику из воображаемого зала, полного тысяч моих возбуждённых   читателей: мол, конечно, себя-то ты к посредственностям не относишь. Оно да, ну так ведь и никто не относит. Все особенные, все не как все, и каждый имеет право считать свои hand-made аксессуары пиком новаторства в ювелирном деле.

Хэнд-мейд значки - оригинальные подарки!
Моне переворачивается в гробу, но у меня творческое видение.

Но я могу проиллюстрировать свою позицию, возвращаясь к Биеннале, следующим образом. Приземлённое ручной работы печенье, куда добавлен, скажем, перец, на кухне у подруги открывает мне неожиданную, немножко новую реальность. Ну, или просто доставляет удовольствие. Конептуальные рожицы, нарисованные ручкой на тетрадном листе, в галерее искусства ничего интересного относительно этого мира мне не говорят и не радуют тоже.

Вот поэтому я за натуральное печенье и против искуственной концептуальности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий